Как использовать учение о вере и благочестии

605. ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ УЧЕНИЕМ О ВЕРЕ И БЛАГОЧЕСТИИ,

Чтобы правильно пользоваться учением о вере и благочестии, надо исполнять на самом деле то, что мы познали, под страхом тяжкого осуждения за неисполнение. «Аще сия весте, блажени есте, аще творите я» (если это знаете, блаженны вы, когда исполняете) (Ин.13:17). «Той же раб ведевый(знавший) волю господина своего и не уготовав, ни сотворив (и не был готов, и не сделал) по воли его, биен будет много» (Лк.12:47).

606. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ, ЗАМЕТИВ В СЕБЕ ГРЕХ?

Когда видим в себе грех, то следует не только немедленно принести покаяние и твердо решиться избегать греха впредь, но и стараться, по возможности, загладить сделанный им соблазн или вред противоположными ему добрыми делами.
Так поступил Закхей мытарь, когда сказал Господу: «Се, пол имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого чим обидех (если кого чем обидел), возвращу четверицею (вчетверо)» (Лк.19:8).

607. КАК СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ, ЕСЛИ НАМ КАЖЕТСЯ, ЧТО МЫ ИСПОЛНИЛИ КАКУЮ-ЛИБО ЗАПОВЕДЬ?

Следующая предосторожность необходима в том случае, когда нам кажется, что мы исполнили какую-либо заповедь. Нужно настраивать свое сердце (здесь: свои чувства и мысли), согласно словам Господа нашего Иисуса Христа: «егда сотворите (когда исполните) вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом» (мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать) (Лк.17:10).

krest

Share Button

О десятой заповеди

598. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Десятой заповедью запрещаются желания, противоречащие любви к ближнему, и, что неразрывно связано с желаниями, помышления, противоречащие этой любви.

599. ПОЧЕМУ ЗАПРЕЩАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО ДЕЛА, НО И ЖЕЛАНИЯ?

Запрещаются не только злые дела, но и недобрые желания и помышления.
Во-первых, потому, что когда в душе есть недобрые желания и помышления, душа уже становится нечистой перед Богом и недостойна Его, как говорит Соломон: «Мерзость Господеви (перед Богом) помысл неправедный» (Притч.15:26). И поэтому нужно очищать себя и от этих внутренних нечистот, как учит Апостол: «Очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще (совершая) святыню в страсе Божии» (2Кор.7:1). Во-вторых, потому, что для предупреждения греховных дел нужно подавлять греховные желания и помышления, от которых, как из семян, рождаются дела греховные, как сказано: «от сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы (кражи), лжесвидетельства, хулы»(Мф.15:19). «Кийждо (каждый) искушается, от своея похоти влеком и прельщаем(увлекаясь и обольщаясь собственной похотью). Таже похоть заченши (зачав)раждает грех, грех же содеян (сделанный) раждает смерть» (Иак.1:14-15).

600. КАКАЯ СТРАСТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Когда запрещается желать чего бы то ни было, чт.е. у ближнего, то через это запрещается страсть — зависть.

601. КАКИЕ МЫСЛИ И ЖЕЛАНИЯ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Словами «не пожелай жены искренняго твоего» запрещаются мысли и желания сладострастные, или внутреннее прелюбодеяние.

602. СЛОВАМИ:

Словами «не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего» запрещаются мысли и желания корыстолюбивые и властолюбивые.

603. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ СЛЕДУЕТ ИСПОЛНЯТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ДЕСЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

 Соответственно этим запрещениям десятая заповедь налагает на нас следующие обязанности: 1) хранить чистоту сердца; 2) быть довольным своим жребием.

604. ЧТО ОСОБЕННО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ СЕРДЦА?

Для очищения сердца особенно необходимо частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа.

krest

Share Button

О девятой заповеди

593. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Девятой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего, а также и всякая ложь.

594. КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ ЛОЖНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА?

Запрещается под наименованием ложного свидетельства: 1) ложное судебное свидетельство, когда на кого-либо в суде доносят, или жалуются, или о ком-либо свидетельствуют ложно; 2) ложное свидетельство, кроме суда, — когда на кого-либо клевещут заочно или кого-то в лицо порицают несправедливо.

595. МОЖНО ЛИ УКОРЯТЬ ЛЮДЕЙ, ЕСЛИ В НИХ ЕСТЬ ПОРОКИ?

Непозволительно укорять других, когда в них есть пороки. Евангелие не позволяет судить и о действительных пороках или недостатках ближних, если мы по обязанности не призваны к тому, чтобы обличить их, исправляя таковых примером кротости: «не судите, да не судими будете» (Мф.7:1).

596. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХОМ ЛОЖЬ БЕЗ ЖЕЛАНИЯ НАВРЕДИТЬ БЛИЖНЕМУ?

Непозволительна и такая ложь, при которой нет намерения вредить ближнему, потому что она несогласна с любовью и уважением к ближнему и недостойна человека, и особенно христианина как созданного для истины и любви. «Темже отложше лжу (отвергнув ложь), глаголите истину кийждо ко искреннему (каждый ближнему) своему, зане есмы (потому что мы) друг другу удове» (члены) (Еф.4:25).

597. КАК ИЗБЕЖАТЬ ГРЕХА ПРОТИВ ДЕВЯТОЙ ЗАПОВЕДИ?

Чтобы избегать грехов против девятой заповеди, следует обуздывать язык.«Хотяй бо живот любити и видети дни благи (кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни), да удержит язык свой от зла, и устне свои, еже не глаголати льсти» (от лукавых речей) (1Пет.3:10). «Аще кто мнится верен быти в вас (если кто из вас думает, что он благочестив) и не обуздывает языка своего, но льстит(но обольщает) сердце свое, сего суетна есть вера» (у того пустое благочестие) (Иак.1:26).

krest

Share Button

О восьмой заповеди

588. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Восьмой заповедью запрещается кража, или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим.

589. КАКИЕ ГЛАВНЕЙШИЕ ГРЕХИ, ЗАПРЕЩАЕМЫЕ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

 Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью. Главнейшие суть: 1) грабительство, или отнятие чужой вещи явно, насилием; 2) воровство, или похищение чужой вещи тайно; 3) обман, или присвоение чего-либо чужого хитростью, когда, например, отдают ложную (фальшивую) монету вместо истинной, плохой товар — вместо хорошего, посредством ложного веса или меры недодают проданного, скрывают свое состояние, чтобы не платить долгов, не исполняют обещанного по условиям или по завещаниям; когда скрывают виновного в краже и через это лишают удовлетворения обиженного; 4) святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви; 5) духовное святотатство, когда одни передают, а другие восхищают (т.е. принимают нечестно) священные должности не по достоинству, но из-за корысти; 6) мздоимство (взяточничество), когда берут мзду (вознаграждение) с подчиненных или подсудимых и по соображениям корысти возвышают недостойных, оправдывают виновных, притесняют невиновных; 7) тунеядство, когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют и, таким образом, крадут и жалованье или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать; также когда имеющие силы приобретать пропитание трудом, вместо этого, живут милостыней; 8) лихоимство (вымогательство, или также взяточничество), когда под видом некоторого права, но на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность, или чужой труд, или бедственное положение ближних, например, когда заимодавцы (т.е. те, кто дает взаймы) обременяют должников ростом (займа), когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене.

590. КАКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ СООТВЕТСТВУЮТ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?

Так как запрещаются эти грехи, то через это предписываются следующие добродетели: 1) бескорыстие; 2) верность; 3) правосудие; 4) милосердие к бедным.

591. НЕМИЛОСЕРДИЕ К БЕДНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХОМ ПРОТИВ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?

Немилосердный к бедным также грешит против восьмой заповеди, если у него есть чем помогать им. Ибо все, что мы имеем, принадлежит собственно Богу и избыток дается нам по Провидению Божию для помощи бедным, а потому, если не уделяем им от нашего избытка, то через это похищаем или скрываем их собственность и дар Божий.

592. КАКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ ПРОТИВОПОЛОЖНА ГРЕХАМ ПРОТИВ ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ?

Есть еще высшая добродетель, противоположная грехам против восьмой заповеди. Такая добродетель, предлагаемая Евангелием не как обязанность для всех, но как совет ревнующим о подвигах благочестия, есть совершенное нестяжание, или отречение (отказ) от всякой собственности. «Аще хощети совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши (и будешь иметь) сокровище на Небеси» (Мф.19:21).

krest

Share Button

О седьмой заповеди

580. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТ СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ?

Седьмой заповедью запрещается любодеяние.

581. КАКИЕ ГРЕХИ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ПОД ИМЕНЕМ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ?

Следующие виды грехов запрещаются под наименованием любодеяния.
Апостол Павел советует и не говорить христианам об этих мерзостях (Еф.5:3).
Только по необходимости, для предохранения от этих грехов, нужно назвать некоторые из них: 1) блуд, или беспорядочная плотская любовь между людьми, не находящимися в супружестве; 2) прелюбодейство, когда находящиеся в супружестве супружескую любовь беззаконно обращают к посторонним; 3) кровосмешение, когда союзом, подобным супружескому, соединяются близкие родственники.

582. ЧТО ОТНОСИТСЯ К ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУ?

Спаситель так учит судить о любодействе: «Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея (всякий, кто смотрит на женщину с вожделением), уже любодействова с нею в сердцы своем» (Мф.5:28).

583. КАК СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ВНУТРЕННЕГО ПРЕЛЮБОДЕЙСТВА?

Чтобы не впасть в это тонкое, внутреннее прелюбодейство, следует избегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувствования, как-то: сладострастных песен, плясок, сквернословия, нескромных игр и шуток, нескромных зрелищ, чтения книг, в которых описывается нечистая любовь, пьянства.
Следует стараться, по Евангелию, и не смотреть на то, что соблазняет.«Аще же око твое десное соблажняет тя, изми е и верзи от себе (если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя): уне бо ти есть (ибо лучше для тебя), да погибнет един от уд (членов) твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненную» (Мф.5:29).

584. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВЫРВАТЬ СОБЛАЗНЯЮЩИЙ ГЛАЗ?

Вырвать соблазняющий глаз — это значит, что надо вырвать его не рукой, а волей. Кто твердо решился и не смотреть на то, что соблазняет, тот уже вырвал у себя соблазняющий глаз.

585. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ГРЕХУ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВА?

Когда запрещается грех любодейства, то через это предписываются следующие добродетели: супружеская любовь и верность, а для тех, кто может вместить, — совершенная чистота и целомудрие.

586. КАКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МЕЖДУ МУЖЕМ И ЖЕНОЙ?

Священное Писание так говорит о должностях (обязанностях) мужа и жены: «мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню» (за нее) (Еф.5:25). «Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу, зане (потому что) муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела» (Еф.5:22-23).

587. КАКИМ ОБРАЗОМ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ БЛУДА?

Для того, чтобы избегать блуда и жить целомудренно, Священное Писание повелевает тела наши хранить в чистоте, потому что они суть члены Христовы и храмы Святаго Духа. Напротив, блудник грешит против собственнаго тела, т.е. растлевает оное, заражает болезнями и повреждает даже душевные способности, как-то: воображение и память (1Кор.6:15, 18-19).

krest

Share Button

О шестой заповеди

570. ЧТО ЗАПРЕЩАЕТ ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ?

Шестой заповедью запрещается убийство, или отнятие (лишение) жизни у ближнего каким бы то ни было образом.

571. ВСЯКОЕ ЛИ УБИЙСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКОНОПРЕСТУПЛЕНИЕМ?

Не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство. Не является беззаконным убийство, когда отнимают жизнь по должности, как-то: 1) когда преступника наказывают смертью по правосудию; 2) когда убивают неприятеля на войне за Отечество.

572. КАК ОТНОСИТЬСЯ К НЕПРЕДНАМЕРЕННОМУ УБИЙСТВУ?

О невольном убийстве, когда убивают нечаянно и без намерения, следует думать так. Невольный убийца не может считаться невиновным, если не использовал надлежащих предосторожностей, могущих уберечь от нечаянности (чтобы избежать даже нечаянного убийства), во всяком случае он имеет нужду в очищении совести, по установлению Церкви.

573. ЧТО ЕЩЁ ОТНОСИТСЯ К ЗАКОНОПРЕСТУПНОМУ УБИЙСТВУ?

Кроме непосредственного законопреступного убийства каким бы то ни было орудием, к этому же преступлению могут быть отнесены следующие и подобные случаи: 1) когда судья осуждает подсудимого, невиновность которого ему известна; 2) когда кто-либо укрывает или освобождает убийцу и тем самым дает ему возможность для совершения новых убийств; 3) когда кто-либо мог бы избавить ближнего от смерти, но не избавляет, как, например, если богатый допускает умереть от голода; 4) когда кто-либо превышающими силы тяготами (работой) и жестокими наказаниями изнуряет подчиненных и тем ускоряет их смерть; 5) когда кто-либо невоздержанием или другими пороками сокращает собственную жизнь6.

574. ПОЧЕМУ САМОУБИЙСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ТЯЖЁЛЫМ ГРЕХОМ?

Самоубийство есть самое законопреступное из убийств. Ибо если противоречит природе (противоестественно) убить другого, подобного нам человека, то еще более противоречит природе убить самого себя. Жизнь наша не принадлежит нам как собственность, но Богу, Который дал ее.

575. ПОЧЕМУ ПОЕДИНКИ ЯВЛЯЮТСЯ ТЯЖКИМ ГРЕХОМ?

О поединках для решения частных распрей (споров, ссор) следует рассуждать таким образом. Поскольку разрешать частные споры есть дело правительства (т.е. правительственного учреждения — суда), но вместо этого участник поединка своевольно решается на такое дело, в котором явнаясмерть грозит и ему, и сопернику, то в поединке заключается три ужасных преступления: мятеж против правительства, убийство и самоубийство7.

57б. ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОЕ УБИЙСТВО?

Кроме телесного убийства, есть убийство духовное. Родом духовного убийства является соблазн, когда кто-либо совращает ближнего в неверие или вовлекает в беззакония и тем самым подвергает душу его смерти духовной.
Спаситель говорит: «Иже аще (а кто) соблазнит единаго малых сих, верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его (тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею), и потонет в пучине морстей» (Мф.18:6).

577. ЧТО ЕЩЁ МОЖНО НАЗВАТЬ ГРЕХОМ УБИЙСТВА?

Еще есть тонкие виды убийства. К этому греху в некоторой степени относятся все дела и слова, направленные против любви и неправедно нарушающие спокойствие и безопасность ближнего, и, наконец, внутренняя ненависть против него, хотя бы она и не обнаруживалась. «Всяк, ненавидяй брата своего, человекоубийца есть» (1Ин.3:15).

578. КАК НАМ СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ ШЕСТУЮ ЗАПОВЕДЬ?

Когда запрещается наносить вред жизни ближнего, то тем самым повелевается, насколько возможно, беречь жизнь и благосостояние ближнего.

579. В ЭТОЙ СВЯЗИ МЫ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ:

В этой связи мы должны делать следующее: 1) помогать бедным; 2) служить больным; 3) утешать печальных; 4) облегчать положение несчастных; 5) со всеми обходиться кротко, с любовью и назидательно; 6) примиряться с гневающимися; 7) прощать обиды и делать добрые дела врагам.

krest

Share Button

О пятой заповеди

550. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ УЧИТ ОТНОСИТЬСЯ К РОДИТЕЛЯМ?

Пятая заповедь предписывает особые обязанности по отношению к родителям, учит почитанию их: 1) почтительно обходиться с ними; 2) повиноваться им; 3) питать и покоить их во время болезни и старости; 4) после их смерти так же, как и при жизни, молиться о спасении их душ и верно исполнять их завещания, не противоречащие Закону Божию и гражданскому (2Мак.12:43-44; Иер.35:18-19. Прп. Иоанн Дамаскин, Слово об усопших).

551. НАСКОЛЬКО ТЯЖЕК ГРЕХ НЕПОЧТЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ?

Следует так рассуждать о тяжести греха непочтения к родителям. Насколько легко и естественно любить и почитать родителей, которым мы обязаны жизнью, настолько тяжел грех их непочитания. Поэтому в Законе Моисеевом за злословие по отношению к отцу или матери полагалась смертная казнь (Исх.21:16).

552. ПОЧЕМУ К ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ ПРИСОЕДИНЕНО ОБЕЩАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ?

К заповеди о почитании родителей присоединено обещание благополучия и долголетней жизни. Это сделано для того, чтобы очевидной наградой еще более побудить к исполнению такой заповеди, на которой утверждается порядок, во-первых, семейной, а во-вторых, и общественной жизни.

553. КАКИМ ОБРАЗОМ ИСПОЛНЯЕТСЯ ОБЕЩАНИЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ?

Это обещание исполняется следующим образом. Примеры древних патриархов или праотцов показывают, что Бог дает особую силу родительскому благословению (Быт.27). «Благословение… отчее утверждает домы чад» (Сир.3:9). Бог, по премудрому и праведному Своему Провидению, особенно хранит жизнь и устраивает благополучие тех, кто почитает родителей на земле и как совершенную награду за совершенную добродетель дарует бессмертную и блаженную жизнь в Отечестве Небесном.

554. ПОЧЕМУ В ЗАПОВЕДЯХ О ЛЮБВИ К БЛИЖНИМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО УПОМИНАЮТСЯ РОДИТЕЛИ?

В заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего упоминается о родителях, потому что родители, естественно, нам ближе всех.

555. КОГО, КРОМЕ РОДИТЕЛЕЙ, СЛЕДУЕТ НАМ ПОЧИТАТЬ?

В пятой заповеди под наименованием «родители» следует понимать всех, кто бывает для нас вместо родителей.

556. КТО ДЛЯ НАС МОЖЕТ БЫТЬ ВМЕСТО РОДИТЕЛЕЙ?

Вместо родителей для нас являются: 1) государственная власть и Отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором мы все — дети нашего Отечества; 2) пастыри и учители духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; 3) старшие по возрасту; 4) благодетели; 5) начальствующие.

557. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К ГОСУДАРЮ?

Священное Писание так говорит о почтении к государственной власти:«всяка душа властем предержащим да повинуется, Несть бо власть, аще не от Бога (нет власти не от Бога); сущия же власти от Бога учинены суть(установлены). Темже (поэтому) противляяся власти, Божию повелению противляется» (Рим.13:1-2). «Темже потреба (и потому надо) повиноватися не токмо за гнев (не только из страха), но и за совесть» (Рим.13:5). «Бойся Бога, сыне, и царя и ни единому же их противися» (Притч.24:21). «Воздадите убо кесарева кесареви и Божия Богови» (Мф.22:21). «Бога бойтеся, царя чтите»(1Пет.2:17).

558. КАК ДАЛЕКО ДОЛЖНА ПРОСТИРАТЬСЯ НАША ЛЮБОВЬ К ГОСУДАРЮ И ОТЕЧЕСТВУ?

Наша любовь к Отечеству должна простираться до готовности положить за него жизнь свою (Ин.15:13).

559. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К ПАСТЫРЯМ И УЧИТЕЛЯМ ДУХОВНЫМ?

Священное Писание о почтении к пастырям и учителям духовным говорит так: «повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят (они неусыпно пекутся) о душах ваших, яко слово воздати хотяще (как обязанные дать отчет): да с радостию сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие» (Евр.13:17).

560. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К СТАРШИМ ПО ВОЗРАСТУ?

В Священном Писании есть особое указание почитать старших по возрасту так же, как и родителей. Апостол Павел пишет к апостолу Тимофею: «Старцу не твори пакости, но утешай, якоже (как) отца: юноши, якоже братию, старици, якоже матери» (1Тим.5:1-2). «Пред лицем седаго востани (вставай), и почти лице старчо, и да убоитися Господа Бога твоего» (Лев.19:32).

561. КАК СВЯЩЕННОМ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К БЛАГОДЕТЕЛЯМ?

Удостовериться, что благодетелей следует почитать, как родителей, можно на примере Самого Господа Иисуса Христа, Который «бе повинуяся» Иосифу, несмотря на то, что Иосиф не был его родителем, а только воспитателем (Лк.2:51).

562. КОГО ЕЩЁ СЛЕДУЕТ ПОЧИТАТЬ ПОДОБНО РОДИТЕЛЯМ?

Есть еще начальствующие, которых следует почитать после родителей, подобно им. Это те, кто, вместо родителей, печется о нашем воспитании, т.е. начальствующие в училищах и наставники; кто охраняет нас от беспорядков и неустройства в обществе, т.е. начальники гражданские; те, кто защищает нас от обид силой законов, т.е. судьи; те, кому государственная власть вверяет сохранение и защиту общественной безопасности от врагов, т.е. начальники военные.

563. КАК СВЯЩЕННОМ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О ПОЧТЕНИИ К НАЧАЛЬСТВУЮЩИМ?

В Священном Писании об обязанностях по отношению к начальникам разного рода говорится: «воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань (кому подать, подать; кому оброк, оброк); а емуже страх, страх; и емуже честь, честь» (Рим.13:7).

564. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ ТАК О ПОДЧИНЕННОСТИ СЛУЖИТЕЛЕЙ И РАБОВ ГОСПОДАМ:

Священное Писание так говорит о подчиненности служителей и рабов5господам: «раби, послушайте господий своих (повинуйтесь господам своим)по плоти, со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, якоже и Христа; не пред очима точию работающе, яко человекоугодницы, по якоже раби Христовы, творяще (исполняя) волю Божию от души» (Еф.6:5-6). «Раби (слуги),повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим (добрым) и кротким, но и строптивым» (суровым) (1Пет.2:18).

565. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДПИСЫВАЮТСЯ В ОТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ?

Священное Писание предписывает обязанности и к детям, соответственно обязанностям в отношении родителей. «Отци, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их в наказании (наставлении) и учении Господни» (Еф.6:4).

566. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ПРЕДПИСЫВАЕТ ОТНОСИТЬСЯ ДУХОВНЫМ ПАСТЫРЯМ К СВОЕЙ ПАСТВЕ?

Священное Писание о должности (о долге, обязанности) пастырей (по отношению) к духовной пастве говорит так: «пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею и по Бозе (надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно), ниже неправедными прибытки (не для гнусной корысти), но усердно, ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду» (и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду) (1Пет.5:2-3).

567. КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ ОБ ОБЯЗАННОСТИ НАЧАЛЬСТВУЮЩИХ И ВЛАДЕЮЩИХ?

 Священное Писание о должности начальствующих и владеющих говорит так: «господие, правду и уравнение рабом подавайте (оказывайте рабам должное и справедливое), ведяще, яко и вы имате Господа на Небесех» (Кол.4:1).

568. КАК СЛЕДУЕТ ПОСТУПАТЬ, КОГДА ТРЕБУЮТ ОТ НАС ПРОТИВНОГО СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ?

 Если случится, что родители или начальники потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: «Аще праведно есть (если справедливо)пред Богом вас послушати паче, нежели (более чем) Бога, судите». И следует претерпеть за веру и закон Божий все, что бы ни последовало (Деян.4:19).

569. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ, КОТОРУЮ ТРЕБУЕТ ОТ НАС ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ?

Качество или добродетель, которой требует пятая заповедь, называется послушанием.

krest

Share Button

О четвертой заповеди

532. ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ПОВЕЛЕВАЕТСЯ ПОСВЯЩАТЬ БОГУ?

Седьмой, а не другой день повелевается посвящать Богу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения (т.е. не стал более творить).

533. КАК В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ПРАЗДНУЕТСЯ ВЕТХОЗАВЕТНЫЙ ДЕНЬ ПОКОЯ — СУББОТА?

Суббота в Церкви христианской не празднуется как совершенный (настоящий) праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования освобождается от поста4.

534. КАК В ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ИСПОЛНЯЕТСЯ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ?

В христианской Церкви четвертая заповедь исполняется следующим образом. Празднуется также через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный.

535. С КАКОГО ВРЕМЕНИ ПРАЗДНУЕТСЯ ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ?

День воскресный празднуется со времени Воскресения Христова.

536. КАК ГОВОРИТСЯ О ПРАЗДНОВАНИИ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ?

В Священном Писании говорится о праздновании воскресного дня. В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, то есть христиан, во едину от суббот, т.е. в первый день недели, или в воскресный, для преломления хлеба, т.е. для совершения Таинства Причащения (Деян.20:7). У Апостола и евангелиста Иоанна в Апокалипсисе также упоминается день недельный, или воскресный (Апок.1:10).

537. В ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ ПОДРАЗУМЕВАЛИСЬ ЛИ И ДРУГИЕ ДНИ ПОД ИМЕНЕМ СУББОТЫ?

Под наименованием седьмого дня, или субботы, в Ветхозаветной Церкви подразумевались и другие дни, установленные для празднования или для поста, как, например, праздник Пасхи, день очищения; так и в христианской Церкви следует соблюдать, кроме воскресного дня, и другие, во славу Божию и в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых установленные праздники и посты. (Православное исповедание, ч.1, вопрос 88; ч.3, вопрос 60.)

538. КАКИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ УСТАНОВЛЕНЫ ВАЖНЕЙШИЕ ПРАЗДНИКИ?

Важнейшие праздники — это праздники, установленные в память о важнейших событиях, относящихся к спасительному для нас Воплощению Сына Божия и к явлениям Божества, а также установленные в честь Пресвятой Богородицы как послужившей тайне Воплощения. Таковы суть, по порядку событий, следующие праздники:
1. Рождество Пресвятой Богородицы (821 сентября).
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы для посвящеиия Ее Богу (21 ноября4 декабря).
3. День Благовещения Пресвятой Богородицы, т.е. ангельского возвещения Пресвятой Деве о Воплощении Сына Божия от Нее (25 марта7 апреля).
4. Рождество Христово (25 декабря7 января).
5. Крещение Господне и одновременно Святое Богоявление (619 января).
6. Сретение Господа во храме святым праведным Симеоном Богоприимцем (215 февраля).
7. Преображение Господне (619 августа).
8. Вход Господень в Иерусалим (за семь дней до Пасхи, в воскресение).
9. Пасха, праздник Воскресения Христова, праздник праздников, предначинание вечного праздника, вечного блаженства.
10. Вознесение Господне на Небо (в 40-й день по Пасхе, в четверг).
11. Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Святого Духа на Апостолов, во славу Пресвятой Троицы (в 50-й день по Пасхе, в воскресение).
12. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, обретенного (найденного) царицей Еленой (1424 сентября).
13. Успение Пресвятой Богородицы (1528 августа).

539. КАКОЙ ВАЖНЕЙШИЙ ПОСТ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?

 Важнейший пост — Великий пост, или Святая Четыредесятница.

540. ПОЧЕМУ ВЕЛИКИЙ ПОСТ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЕЙ?

Он называется Четыредесятницей, потому что продолжается сорок дней, кроме недели Страданий Христовых (т.е. Страстной седмицы).

541. ПОЧЕМУ ВЕЛИКИЙ ПОСТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ СОРОК ДНЕЙ?

Великий пост продолжается сорок дней, ибо Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней (Мф.4:2).

542. ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНО ПОСТИТЬСЯ В СРЕДУ И ПЯТНИЦУ?

Поститься положено в среду и пятницу. В среду — в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа на страдание, а в пятницу — в память самого страдания и смерти Его.

543. ПОЧЕМУ ПОЛОЖЕНЫ ДРУГИЕ ПОСТЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?

Посты — Рождественский, Успенский и в память святых Апостолов Петра и Павла — учреждены по следующей причине. Первые два — для того, чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за этими постами праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы; а последний в подражание Апостолам, которые постились, готовя себя для дела Евангельской проповеди (Деян.13:3).

544. КАК СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ?

Праздничные дни должно проводить по заповеди следующим образом. Во-первых, не следует в эти дни работать, или делать дела мирские и житейские; во-вторых, нужно свято хранить их, т.е. совершать в эти дни дела святые и духовные, во славу Божию.

545. ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ЗАПРЕЩЕНО РАБОТАТЬ?

Запрещено работать в праздничные дни для того, чтобы беспрепятственно совершать святые и богоугодные дела.

546. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ?

В праздничные дни следует: 1) приходить в церковь для общественного богослужения и научения в слове Божием; 2) также и дома заниматься молитвой и чтением или разговорами душеспасительными; 3) посвящать Богу часть от своего имущества и употреблять это на нужды Церкви, служащих ей и на благотворение неимущим; посещать больных и заключенных в темницах и делать другие дела христианской любви.

547. СЛЕДУЕТ ЛИ ДЕЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ И В РАБОЧИЕ ДНИ?

Но такие дела можно делать и в будни, и хорошо, кто может это делать. А кому препятствует работа, те, по крайней мере, праздничные дни должны освящать такими делами. Молиться же непременно следует каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после них и, по возможности, в начале и по окончании всякого дела.

548. ПОЧЕМУ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ ПОРОЧНЫЕ ДЕЛА ОСОБЕННО ГРЕШНЫ?

Те, кто в праздники позволяет себе нескромные игры (или развлечения), зрелища, светские песни, невоздержанность в пище и питии, весьма оскорбляют святость праздников. Ибо если невинные и для временной жизни полезные работы не сообразуются с днями святыми, то тем более — дела бесполезные, плотские и порочные.

549. ОСУЖДАЕТ ЛИ ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ ПРАЗДНОСТЬ И РАССЕЯННОСТЬ?

 Когда четвертая заповедь говорит о шестидневном делании, то она, без сомнения, осуждает тех, кто в простые дни не занимается делами, соответствующими их званию, но проводит время в праздности и рассеянности.

krest

Share Button

О третьей заповеди

528. КОГДА ИМЯ БОЖИЕ ПРОИЗНОСИТСЯ НАПРАСНО?

Имя Божие приемлется всуе, или напрасно произносится, когда произносится в разговорах бесполезных и суетных, а тем более напрасно, когда произносится лживо или с нарушением благоговения.

529. КАКИЕ ГРЕХИ ЗАПРЕЩАЮТСЯ ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДЬЮ?

Третьей заповедью запрещаются следующие грехи: 1) богохуление, или дерзкие слова против Бога; 2) ропот на Бога, или жалобы на Его Провидение; 3) кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или в поругание; 4) невнимательность в молитве; 5) ложная клятва, когда утверждают клятвой то, чего нет; 6) клятвопреступление, когда не исполняют справедливой и законной клятвы; 7) нарушение обетов, данных Богу; 8) божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах.

530. ЧТО СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ О БОЖБЕ В РАЗГОВОРАХ?

В Священном Писании есть особое запрещение божбы в разговорах. Спаситель говорит: «Аз же глаголю вам, не клятися всяко (не клянись вовсе)…Буди же слово ваше, ей, ей, ни, ни: лишше же сею от неприязни есть» («да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то — от лукавого) (Мф.5:34, 37).

531. ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЛИ КЛЯТВА В ДЕЛАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ?

Этим не запрещается всякая клятва в делах общественных. Апостол Павел говорит: «Человецы бо большим кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть. В немже лишше хотя Бог показати наследником обетования непреложное совета Своего, ходатайствова клятвою» (Евр.6:16-17).
Из этого следует заключить, что если Сам Бог для непреложного уверения употребил клятву, то тем более позволено и нужно нам в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употреблять клятву и присягу, с благоговением и твердым намерением отнюдь не изменять ей.

krest

Share Button

О второй заповеди

512. ЧТО ТАКОЕ ИДОЛ?

Во второй заповеди говорится о кумире. В самой заповеди объяснено, что кумир, или идол, есть изображение какой-нибудь твари: небесной, или земной, или в водах живущей, которой, вместо Бога, поклоняются и служат.

513. ЧЕМУ ЗАПРЕЩАЕТ ПОКЛОНЯТЬСЯ ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ?

Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам как мнимым божествам или как изображениям ложных богов.

514. ЗАПРЕЩАЮТСЯ ЛИ ТАКИМ ОБРАЗОМ СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ?

Но иметь какие бы то ни было священные изображения отнюдь не запрещается. Это ясно видно из того, что пророк Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить в скинии, или подвижном (передвижном) храме еврейском, золотые священные изображения Херувимов, и притом в той, внутренней, части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу.

515. ЭТОТ ПРИМЕР ПОЯСНЯЕТ ПРАВИЛЬНОСТЬ УПОТРЕБЛЕНИЯ

Этот пример примечателен для Православной Христианской Церкви, потому что он объясняет правильность употребления в Православной Церкви святых икон.

516. ЧТО ТАКОЕ ИКОНА?

 Слово «икона» (с греческого) значит «образ», или изображение. В Православной Церкви этим наименованием называются священные изображения Бога, явившегося во плоти, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых Его.

517. ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИКОН ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

 Употребление святых икон не было бы согласно со второй заповедью только в том случае, если бы кто-то стал боготворить их. Но этой заповеди нисколько не противоречит почитание икон как изображений священных и употребление их для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, ибо в таком случае иконы суть книги, в которых написаны вместо букв лики и предметы (свт. Григорий Великий. Письма, кн.9, письмо 9, к Серену епископу).

518. КАК СЛЕДУЕТ ПОКЛОНЯТЬСЯ ИКОНАМ?

Во время поклонения иконам следует быть в следующем расположении духа: взирающий на них должен умом взирать к Богу и святым, которые на них изображены.

519. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ГРЕХ ПРОТИВ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

Грех против второй заповеди называется идолопоклонством.

520. КАКИЕ ЕЩЁ ГРЕХИ НАРУШАЮТ ВТОРУЮ ЗАПОВЕДЬ?

Кроме грубого идолопоклонства, есть еще более тонкие грехи против второй заповеди, к которым принадлежат: 1) любостяжание; 2) чревоугодие, или лакомство, объедение и пьянство; 3) гордость, к которой относится также тщеславие.

521. ПОЧЕМУ КОРЫСТОЛЮБИЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

Любостяжание относится к идолопоклонству. Апостол Павел говорит, что«лихоимание (любостяжание) есть идолослужение» (Кол.3:5), потому что любостяжательный человек более служит богатству, нежели Богу.

522. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО КОРЫСТОЛЮБИЮ?

Вторая заповедь запрещает корыстолюбие и тем самым научает нелюбостяжанию и щедрости.

523. ПОЧЕМУ ЧРЕВОУГОДИЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

Чревоугодие относится к идолопоклонству потому, что чревоугодники выше всего ставят чувственное удовольствие, и потому, говорит Апостол, что у них бог чрево, или, иначе сказать, чрево есть их идол (Флп.3:19).

524. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ЧРЕВОУГОДИЮ?

Вторая заповедь запрещает чревоугодие и тем самым научает воздержанию и посту.

525. ПОЧЕМУ ГОРДОСТЬ И ТЩЕСЛАВИЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ?

Гордость и тщеславие относятся к идолопоклонству потому что гордый выше всего ценит свои способности и преимущества, и, таким образом, они для него суть идол, а тщеславный желает, чтобы и другие этого идола почитали.
Такое расположение гордого и тщеславного даже чувственным образом проявилось в вавилонском царе Навуходоносоре, который поставил сам себе золотого идола и велел поклоняться ему (Дан.3).

526. КАКОЙ ПОРОК БЛИЗОК К ИДОЛОПОКЛОНСТВУ?

Есть еще порок, близкий к идолопоклонству, — это лицемерие, когда кто-либо внешние дела благочестия, как, например, пост и строгое соблюдение обрядов, использует для приобретения уважения народа, не думая о внутреннем исправлении своего сердца (Мф.6:5-7).

527. ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ГОРДОСТИ, ТЩЕСЛАВИЮ И ЛИЦЕМЕРИЮ?

Вторая заповедь запрещает гордость, тщеславие и лицемерие и тем самым научает смирению и деланию добра втайне.

krest

Share Button
1 2 3 7