О третьей заповеди блаженства

446. КАКАЯ ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?

Третья заповедь Господня для блаженства — желающие блаженства должны быть кроткими.

447. ЧТО ТАКОЕ КРОТОСТЬ?

 Кротость есть тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, дабы никого не раздражать и ничем не раздражаться.

448. В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ КРОТОСТЬ?

Особые действия кротости христианской — не роптать не только на Бога, но и на людей, и когда происходит что-либо, что против желаний наших, не предаваться гневу, не превозноситься.

449. ЧТО ГОСПОДЬ ОБЕЩАЕТ КРОТКИМ?

 Господь обещает кротким, что они наследуют землю.

450. КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ОБЕЩАНИЕ НАСЛЕДОВАТЬ ЗЕМЛЮ?

Это обещание нужно понимать так, что в отношении последователей Христовых оно, вообще, есть предсказание, которое исполнилось буквально, ибо постоянно кроткие христиане, вместо того, чтобы быть истребленными яростью язычников, наследовали вселенную, которой прежде обладали язычники.
Кроме того, значение этого обетования по отношению к христианам вообще и к каждому в частности есть то, что они получат наследие, по выражению Псалмопевца, «на земли живых», там, где живут и не умирают, т.е. получат вечное блаженство (Пс.26:13).

krest

Share Button

О второй заповеди блаженства

441. КАКАЯ ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?

Вторая заповедь Господня для блаженства — желающие блаженства должны быть плачущими.

442. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ПЛАЧЕМ?

В этой заповеди следует понимать под наименованием плача печаль и сокрушение сердца и действительные слезы о том, что мы несовершенно и недостойно служим Господу или даже заслуживаем Его гнев нашими грехами.«Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению): а сего мира печальсмерть соделовает» (2Кор.7:10).

443. ЧТО ГОСПОДЬ ОБЕЩАЕТ ПЛАЧУЩИМ?

Господь особенно обещает плачущим, что они утешатся.

444. КАК ЗДЕСЬ ПОНИМАЕТСЯ УТЕШЕНИЕ?

Здесь разумеется утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и в мире (в умиротворенной) совести.

445. ДЛЯ ЧЕГО С ЗАПОВЕДЬЮ О ПЛАЧЕ СОЕДИНЕНО ОБЕЩАНИЕ УТЕШЕНИЯ?

Это обещание соединено с заповедью о плаче для того, чтобы печаль о грехах не доходила до отчаяния.

krest

Share Button

О первой заповеди блаженства

435. КАКАЯ ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?

Первая заповедь Господня для достижения блаженства — желающие блаженства должны быть нищими духом.

436. ЧТО ОЗНАЧАЕТ БЫТЬ НИЩИМ ДУХОМ?

Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и, таким образом, должны считать, что мы — ничто, и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению святителя Иоанна Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).

437. МОГУТ ЛИ БОГАТЫЕ БЫТЬ НИЩИМИ ДУХОМ?

Быть нищими духом, без сомнения, могут и богатые, если придут к мысли, что видимое богатство тленно и скоропреходяще и что оно не заменяет недостатка благ духовных. «Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (а душе своей повредит)? Или что даст человек измену(какой выкуп) за душу свою?» (Мф.16:26).

438. МОЖЕТ ЛИ НИЩЕТА ТЕЛЕСНАЯ ПОСЛУЖИТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ НИЩЕТЫ ДУХОВНОЙ?

Нищета телесная может послужить к совершенству нищеты духовной, если христианин избирает ее добровольно, для Бога. О6 этом сказал Сам Господь Иисус Христос богатому: «Аще хощети совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на Небеси, и гряди вслед Мене» (Мф.19:21).

439. ЧТО ОБЕЩАЕТ ГОСПОДЬ НИЩИМ ДУХОМ?

Нищим духом Господь обещает Царство Небесное.

440. КАКИМ ОБРАЗОМ НИЩИМ ДУХОМ ПРИНАДЛЕЖИТ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ?

Царство Небесное принадлежит им в настоящей жизни внутренне и предначинательно, через посредство веры и надежды, а в будущей — совершительно, посредством участия в блаженстве вечном.

krest

Share Button

Учение о блаженстве

431. ЧТО НУЖНО, КРОМЕ МОЛИТВЫ, ДЛЯ УТВЕРЖДЕНИЯ В НАДЕЖДЕ СПАСЕНИЯ?

Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединять собственный подвиг для достижения блаженства. О6 этом говорит Сам Господь: «Что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творити, яже глаголю?» (Лк.6:46). «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех» (Мф.7:21).

432. ЧТО ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ РУКОВОДСТВОМ В СОБСТВЕННОМ ПОДВИГЕ?

Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа, сокращенно предложенное в его изречениях о блаженстве.

433. КАК ЧИТАЮТСЯ ЗАПОВЕДИ О БЛАЖЕНСТВЕ?

Таких изречений девять:
1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное.
2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.
3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.
9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради.
Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф.5:3-12).

434. О ЧЁМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ЭТИ ЗАПОВЕДИ?

Обо всех этих изречениях, для правильного их понимания, следует заметить, что Господь предложил в них учение о достижении блаженства так, как именно говорит Евангелие: «отверз уста Своя, учаше». Но будучи кротким и смиренным сердцем, Он предложил учение Свое, не повелевая, а ублажая тех, кто свободно примет и будет исполнять его. Поэтому в каждом изречении о блаженстве рассматривать следует, во-первых, учение, или заповедь, во-вторых, ублажение, или обещание награды.

krest

Share Button

О славословии

428. ДЛЯ ЧЕГО К МОЛИТВЕ ГОСПОДА ПРИСОЕДИНЕНО СЛАВОСЛОВИЕ?

К Молитве Господней присоединено славословие, во первых, для того, чтобы мы, прося себе у Отца Небесного милостей, в то же время воздавали Ему справедливое почитание; во-вторых, для того, чтобы мыслью о Его Вечном Царстве, силе и славе все более и более утверждались в надежде, что Он дарует нам просимое, потому что это в его власти и относится к его славе.

429. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «АМИНЬ»?

Слово «аминь» означает «истинно», или «да будет».

430. ПРИСОЕДИНЕНИЕМ СЛОВА АМИНЬ

Это слово присоединяется к славословию потому, что этим показывается то, что молитва приносится с верой и без всякого сомнения, как учит Апостол Иаков (Иак.1:6).

krest

Share Button

О седьмом прошении

427. О ЧЕМ МЫ ПРОСИМ, ПРОИЗНОСЯ СЛОВА МОЛИТВЫ «ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВАГО»?

Словами молитвы «избави нас от лукаваго» мы просим избавления от всякого зла, какое может нас постичь в мире, который со времени первого греха «весь во зле лежит» (1Ин.5:19), особенно же от зла греха и от лукавых внушений и наветов духа злобы — диавола.

krest

Share Button

О шестом прошении

424. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ИСКУШЕНИЕМ?

В Молитве Господней под наименованием «искушение» следует понимать такое стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех.

425. ОТКУДА ПРИХОДЯТ ИСКУШЕНИЯ?

Такие искушения приходят от плоти нашей, от мира, или от других людей, и от диавола.

426. О ЧЁМ МЫ ПРОСИМ, ПРОИЗНОСЯ СЛОВА МОЛИТВЫ «НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ»?

Словами молитвы «не введи нас во искушение» мы просим, во-первых, о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения; во-вторых, о том, чтобы Он, если нужно нам быть испытанными и очищенными посредством искушения, не предал нас искушению совершенно и не допустил нашего падения.

krest

Share Button

О пятом прошении

417. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ДОЛГАМИ НАШИМИ?

В Молитве Господней под словами «долги наши» следует понимать грехи наши.
Грехи называются долгами, потому что мы все получили от Бога и должны все отдать Богу, т.е. все подчинить Его воле и закону; если же не исполняем этого, то и остаемся должниками перед Его правосудием.

418. КТО ТАКИЕ ДОЛЖНИКИ НАШИ?

Должники наши — это люди, которые не отдали нам того, что должны были отдать по Закону Божию, как, например, проявили не любовь, а вражду.

419. КАКИМ ОБРАЗОМ МЫ МОЖЕМ НАДЕЯТЬСЯ НА ПРОЩЕНИЕ ДОЛГОВ НАШИХ?

При правосудии Божием мы можем надеяться на прощение долгов наших — через ходатайство Господа Иисуса Христа. «Един бо есть Бог, и Един Ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» (предавший Себя для искупления всех) (1Тим.2:5-6).

420. ИЗ-ЗА ЧЕГО МЫ МОЖЕМ ЛИШИТЬСЯ ПРОЩЕНИЯ ДОЛГОВ НАШИХ?

Если мы просим у Бога прощения грехов наших, а сами других не прощаем, то не получим и мы прощения. «Аще бо отпущаете (если вы будете прощать) человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).

421. ПОЧЕМУ БОГ НАС НЕ ПРОСТИТ, ЕСЛИ МЫ НЕ ПРОСТИМ ДОЛЖНИКОВ НАШИХ?

Бог не прощает нас, если и мы не прощаем других, потому что мы через это оказываемся злыми и тем удаляем от себя благость и милосердие Божии.

422. О ЧЁМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ПРОИЗНОСЯ СЛОВА ОБ ОСТАВЛЕНИИ «ДОЛЖНИКОМ НАШИМ»?

Слова Молитвы Господней «и мы оставляем должником нашим» требуют непременно, чтобы молящийся не имел никакой вражды и гнева, но имел со всеми мир и любовь. «Аще убо (если) принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши (вспомнишь), яко брат твой имать нечто на тя (имеет что-нибудь против тебя), остави ту дар твой пред олтарем, и шед, прежде смирися(примирись) с братом твоим, и тогда пришед, принеси дар твой» (Мф.5:23-24).

423. ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ ХОЧЕТ ПРИМИРЕНИЯ?

Если того, кто имеет что-то против меня, нельзя найти вскоре или если он окажется нерасположенным к примирению, то в таком случае достаточно примириться с ним в сердце, перед очами Всевидящего Бога, «Аще возможно, еже от вас (с вашей стороны), со всеми человеки мир имейте» (Рим.12:18).

krest

Share Button

О четвертом прошении

412. ЧТО ТАКОЕ ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ?

Хлеб насущный — это хлеб, необходимый для того, чтобы существовать, или жить.

413. О ЧЕМ МЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ, ПРОСЯ БОГА О НАСУЩНОМ ХЛЕБЕ?

Приносить Богу прошение о хлебе насущном нужно с такими мыслями. Согласно наставлению Господа нашего Иисуса Христа, нужно просить не более как насущного хлеба, т.е. необходимого пропитания и также необходимого для жизни одеяния и жилища; а что сверх этого и не является необходимостью, а служит для удовольствия, то предать это воле Божией и, если дано будет, благодарить Бога; если не будет дано — не заботиться об этом.

414. ПОЧЕМУ МЫ ПРОСИМ О НАСУЩНОМ ХЛЕБЕ ТОЛЬКО НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ?

Повелевается просить насущного хлеба только днесь, т.е. на нынешний день, для того, чтобы мы не заботились о будущем чрезмерно, а надеялись в этом на Бога. «Не пецытеся убо на утрей (не заботьтесь о завтрашнем дне),утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его» (довольно для каждого дня своей заботы). (Мф.6:34.) «Весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех» (что вы имеете нужду во всем этом) (Мф.6:32).

415. О ЧЕМ ЕЩЁ МЫ ПРОСИМ ПОД ИМЕНЕМ НАСУЩНОГО ХЛЕБА?

Под именем «насущный хлеб» можно просить чего-либо и для души. Поскольку человек состоит из телесного и душевного существа, а существо души значительно важнее тела, то можно и нужно просить и для души насущного хлеба, без которого внутренний человек умирает от голода (свт.Кирилл Иерусалимский. Поучение тайноводственное, 4, 15; Православное исповедание, ч.2, вопрос 19).

416. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ НАСУЩНЫМ ХЛЕБОМ ДЛЯ ДУШИ?

Насущный хлеб для души — это слово Божие и Тело и Кровь Христовы.
«Не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе (всяким словом), исходящем изо уст Божиих» (Мф.4:4). «Плоть бо Моя истинно есть брашно (пища), и Кровь Моя истинно есть пиво» (питие) (Ин. 6:55).

krest

Share Button

О третьем прошении

409. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРОШЕНИЕ «ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ»?

Прошение «да будет воля Твоя» означает, что через это прошение следует просить Бога, дабы все, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как мы желаем, но как угодно Богу.

410. ПОЧЕМУ НЕ СЛЕДУЕТ ПРОСИТЬ О СВОЕЙ ВОЛЕ?

Этого нужно просить потому, что мы часто погрешаем в наших желаниях, а Бог непогрешительно и более чем мы сами желает нам всякого блага и всегда готов его даровать, если тому не препятствуют наше своеволие и упрямство.
«Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим(сделать несравненно больше всего, чего мы просим) или разумеем, по силе, действуемой в нас, Тому слава в Церкви» (Еф.3:20-21).

411. ПОЧЕМУ МЫ ПРОСИМ ИСПОЛНЕНИЯ ВОЛИ БОЖИЕЙ НА ЗЕМЛЕ ТАК, КАК НА НЕБЕ?

Мы просим исполнения воли Божией «на земли» именно так, «яко на Небеси», потому что на Небесах святые Ангелы и люди блаженные — все, без исключения, всегда и во всем исполняют волю Божию.

krest

Share Button
1 2 3 4 5 7