Молитва Архангелу Михаилу от злых сил

Архангел Михаил«О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, селящему на херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством поедет ю в место покойное.

О грозный воеводо небесных сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшного и праведного суда Его.

О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене грешнаго, молящегося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына, и Святого Духа во веки веков. Аминь».

Share Button

«Сапоги на рояле». Порядок снаружи и внутри. Чистота имеет духовный вкус и духовную красоту.

Если вы приходите в дом, где у человека все чисто, аккуратно, хорошо, то нужно подумать: «Какой хороший человек, у него в душе порядок, и вокруг него порядок». А если случится вам зайти в дом человека, где все вверх тормашками — гора немытой посуды, сапоги на рояле, то надо подумать тоже, что хороший. Наверно, этот человек настолько духовный, что он весь занят мыслями о духовных вещах, и ему недосуг тратиться на всякие мирские вещи. Так и бывает, какой-нибудь композитор сочиняет всю ночь, ясно, что вокруг него творческий хаос. То же самое бывает в кельях у некоторых монахов и хороших монахов, действительно людям есть, чем заняться, есть, о чем думать. Поскольку мы с вами не композиторы и не монахи, не художники и не скульпторы, то все-таки стоит внимание обратить на некую опрятность, на то, насколько чистый кусочек территории, на которой Бог нас поселил, и за который Бог спросит нас тоже: насколько она подметена или усажена долгоцветущими растениями или не усажена, или там просто все сухо и некрасиво, насколько аккуратно вокруг нас, насколько приятно с вами общаться. Потому что есть такая вещь, что дьявол любит всякую грязь. Он король грязи, король мух. Вельзевул имя сатаны, которое упоминается в Новом Завете. Это мышиный король, это король отхожих мест, король всякой грязи. Вот это очень назидательное сказание, это расшифрованное имя: король мух, король насекомых, летающих над грязью. Поэтому хотелось бы, чтобы мы были чистоплотнее в помыслах и в делах, и во всем остальном. Иногда, бывает, на поезде едешь и смотришь долгим взглядом в окно и проезжаешь очень аккуратные домики, а бывает, проезжаешь мимо мусорника и грустно становится от грязи. Потому что есть подозрение, что грязь физическая — этот пластик, брошенный как попало и где попало, что она намекает на какую-то другую, тоже грязь -нравственную, мысленную. Бывает, в Петербурге ходишь, восторгаешься музеем под открытым небом — эта история, дома и находишься в восторге. Потом смотришь в Фонтанку или в Мойку, а там такое количество бутылок плавает. Думаешь — это же кем надо быть, чтобы выпить швепс и бросить бутылку в Мойку, а вот такой факт. И поэтому я сегодня, отправляя вас на работу, хочу сказать, что все-таки чистота имеет и духовный вкус, и духовную красоту. Будьте аккуратней, будьте чисты, будьте красивы, потому что в красоте больше Бога, чем там где ее нет.

Share Button

Все пропало или исправление возможно? Прот. Андрей Ткачев Проповеди

Братья и сестры, здравствуйте, мы пишем дальше, о чем Писание говорит и зачем оно нужно. Оно нужно для научения, для обличения и для исправления. Исправление. Исправлять человека трудно, потому что дерево, упавшее в одну сторону, будет лежать в ту сторону, в которую упало. Так пишет один из пророков. Но можно покаяться. Иногда бывают нераскаянные состояния, такие, как когда эфиоп не может черную кожу сделать белой, а рысь пятнистую шкуру сделать гладкой, так и вы не можете покаяться. Если вы в таком состоянии, то я вам сочувствую. Скорее всего, нет, скорее всего, вы еще можете покаяться и как-то исправить душу свою хоть чуть-чуть. … Протоиерей Андрей Ткачёв

 

Share Button

Преподобный Амвросий Оптинский о посте

Один противник поста сказал батюшке Амвросию: Эне все ли равно Богу, какая пища?» На это старец ответил: «не пища имеет значение, а заповедь; Адам изгнан из рая не за обьядение, а за вкушение запрещенного. Почему и теперь в четверг или вторник можно есть, что хочешь, и не наказывается, потому что через послушание вырабатывается покорность»

Добродетель послушания для первозданных людей должна была осуществляться только в невкушении запрещенного плода, в воздержании в пище, что то же, в посте.

На телесные подвиги поста и бдения иеросхимонах Амвросий смотрит только как на средство для приобретения других добродетелей. Основное — это воздержание от различных страстей, обуревающих человека.

«Телесные добродетели (пост и бдения) — только орудия добродетелей; добродетель же в собственном смысле только душевная.

Воздержание нужно иметь не только для различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобное».

Иеросхимонах Амвросий советует избегать крайностей в посте и идти средним путем: с одной стороны, не слишком послабляя себе в посте, а с другой, — не налагая на себя излишнего воздержания: «Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте; лучше держитесь умеренного употребления пищи и пития, избегая сытности, которой признак — малое отягощение, и, с другой стороны, излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее их них делает человека более способным к духовному деланию».

Иеросхимонах Амвросий предупреждает, что черезмерная ревность к несению различных подвигов, — подвиги выше своей меры, предпринимаемые по собственному почину, а затем оставляемые на некоторое время, есть не что иное как вражьи козни, цель которых — уловить самочинного подвижника в сети прелести.

«Нужно больше заботится о душевных добродетелях, — поучает старец Амвросий, — касательно же употребления пищи и других телесных подвигов у вас должно стоят, впереди всего, благое рассуждение со смирением»

Монахине, сознающейся, что она много спит и делает себе снисхождение в пище, Иеросхимонах Амвросий отвечает: Эсознавая в себе немощь свою, укоряй себя и удерживайся, по крайней мере, от осуждения людей»

«Никакой не может быть пользы затягиваться на одних правилах и постах… Господь не сказал: аще хощеши внити в живот, исполни правило, но хощеши внити в живот — соблюди заповеди»

В подкреплении мысли о том, что не все, по немощи телесной, могут нести повижнические труды, Иеросхимонах Амвросий приводит взгляд св. Иоанна Дамаскина: «Cв. Иоанн Дамаскин в слове о страстях пишет, что подвижничество потребно для тех, кто имеет тело здоровое и крепкое. А для немощных телом более потребно смирение и благодарение. Благодарить бога должно за то, что немощами смиряет нас, чтобы смиривщихся помиловать и спасти, по сказанному в псалмах: «Смирихся, и спасе мя Господь».

«Господь взирает на благое намериние и требует посильного и возможного действия, а не сверх силы и возможности».

Тех, кто не может соблюдать срогого поста, Иеросхимонах Амвросий увещиваетпонудить себя хотя бы на умеренном посте, сне и во всем.

Share Button

В печали о детях, где они находятся и живы ли

Молитва всем святым и Бесплотным небесным силам

Боже Святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый; давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в немже сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.
Также молятся Ангелу-хранителю ребенка и великомученику Георгию Победоносцу.


Великомученику Евстафию Плакиде

Великомученику Евстафию ПлакидеМолитва:
О, преславный святый и многострадальный великомучениче Христов Евстафие! Услыши ны грешныя и недостойныя, святую многострадальную память твою празднующия. Испроси нам у Господа многомощными молитвами твоими благодать, яже ко спасению, и всех грехов содеянных нами прощение, земли благоплодие, миру мирное устроение и от лютых диавольских козней свобождение, христианскую кончину жития нашего и немятежное чрез воздушныя мытарства к небеси прехождение, ты бо приял еси благодать сию от Господа, еже молитися за ны, и аще восхощи помиловати нас, почитающих священную память твою. Вся можеши сотворити. Не презри убо нас недостойных, святый великомучениче Евстафие. Испроси от Господа вся благая и полезная душам нашим, яко да и мы удостоимся славити и воспевати Всесвятое и великолепое Имя Его во премирном Царствии Небеснем, идеже есть всех святых жилище, во веки веков. Аминь.


 

Преподобным Ксенофонту и Марии

Преподобным Ксенофонту и МарииТропарь, глас 4-й:
Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Кондак:

В заповедех бодрствовал еси Владычних, нищим расточивый твое богатство блаженне, тихо с супружницею и чады твоими, темже наследуете Божественное наслаждение.

Молитва:

О святии Ксенофонте и Марие со чадами вашими Аркадием и Иоанном! Се, мы недостойнии и грешнии к вам усердно прибегаем и с упованием крепким молимся: милостивно услышите ныне глас наш молебный и потщитеся на помощь нашу, и ныне любовь вашу к нам, рабам Божиим (имена), явите благодатным действом богоприятных молитв ваших, низпошлите и нам великую и богатую милость Господню, да воспоем и прославим дивнаго во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

 

 

 

krest

Share Button

О потерянных детях

Великомученику Георгию Победоносцу

Великомученику Георгию Победоносцу

Тропарь, глас 4-й:

Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 4-й:

Возделан от Бога, показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши: страдальчествовав же кровию, Христа приял еси: и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение.

 

 

Величание:

Величаем тя, страстотерпче святый великомучениче и победоносче Георгие, и чтим страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Молитва:

Святый, славный и всехвальный великомучениче Христов Георгие! Собраннии во храме твоем и перед иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и да укрепит же данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разрушит силы возстающих враг, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имамы Божественную помощь; и всем в скорби и обстоянии сущим многомощное яви твое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое исповедуем предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

krest

Share Button

Историческая записка

Церковь Параскевы Пятницы находится в селе Старый Город- одном из древнейших мест бывшей Тамбовской губернии (сейчас Республика Мордовия). Современное село Старый Город находится на месте древнего города Темникова, существовавшего здесь до XVI века. Первое документальное упоминание о г. Темникове встречается в раздельной грамоте Дмитрия Донского и Олега Рязанского, датированной 1382 г. (1).

Город стоял тогда на месте села Старый Город, в 10 километрах от нынешнего Темникова вниз по течению реки Мокши. Известно, что в 1535 г. Елена Глинская (2), желая предохранить край от набегов татар, велела воздвигнуть целую оборонительную линию крепостей, и Темников в 1536 г. был перенесён для этого на нынешнее его местоположение. А на его месте осталось поселение с названием Старый Город.

Первое упоминание о церкви в этом селе мы находим у председателя Ученой Архивной комиссии Тамбовской губернии А.Н. Нарцова в вышедшем в 1902 г. в Тамбове отчёте «Археологическая поездка по Темниковскому уезду в августе 1901 г.» Нарцов пишет: «В 7122 (1618 г.) по писцовым книгам (Писц.кн. 471 л.л. 75,78,299) в селе значится церковь святой великой Христовы мученицы Прасковеи, нарицаемой Пятницы, а в церкви образы и книги и свечи и всякой церковное строение приходных людей» (3).

Посвящение церкви Святой Параскеве Пятнице очень характерно для этого периода строительства церквей. Самая известная из них находилась в Москве и стояла на торговой площади.

В Государственном архиве Тамбовской области сохранился «Геометрический специальный план Темниковского уезда села Старый Город с принадлежащими к нему всеми землями» (4). План датируется 1784 годом. На этом плане в селе имеется церковь «великомученицы Параскевы и показана «писцовая церковная земля владения той церкви». Возможно, это та церковь, о которой писал Нарцов. К сожалению, больше никаких сведений об этой церкви мы не имеем. Исторически сложилось, что село не принадлежало одному владельцу. На этом плане мы находим внушительный список лиц – владельцев земель в селе.

Следующие исторические сведения о церкви опубликованы в книге Холмогоровых (5) «Материалы для истории, статистики и археологии г. Темникова и его уезда…», где они пишут, что в Епархиальных ведомостях 1815 г. сказано, что в 1797 г. в с. Старый Город была выстроена деревянная церковь, которая была посвящена Николая Чудотворцу. Возможно, это была вторая церковь на селе, а возможно предыдущая церковь, посвящённая святой великомученице Параскеве, которая пострадала от пожара, что очень часто случалось в те времена. Далее Холмогоровы пишут, что церковь, построенная в 1797 г. сгорела в 1820 г., и на её месте в 1827 г. выстроена каменная (современная) во имя Николая Чудотворца. В то время, когда Холмогоровы писали свою книгу, а это 1890 год, как они пишут «на месте деревянной старой церкви, в полуверсте от настоящей ещё стояла каменная полуразрушенная часовня».

Существует ещё одна дата постройки церкви. Читаем в «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» ч.2, изданном в Тамбове в 1911 г. о церкви в селе Старый Город: «Церковь каменная, построена на средства прихожан в 1840 году. Престолов два: главный (холодный) – во имя святителя Чудотворца Николая и придельный (тёплый) – во имя святой великомученицы Параскевы» (6). Дата 1840 год на 13 лет позднее, чем та, которую дают Холмогоровы (1827 г.) Возможно,  это просто чья-то неточность, а возможно речь идёт об окончании строительства пристроя в виде трапезной. Архивных документов на этот счёт не сохранилось, но результаты визуального обследования церкви не дают в этом сомневаться. Запись о том, что в 1840 году у церкви появился тёплый придел во имя святой великомученицы Параскевы, тоже подтверждает то, что появилось дополнительное помещение.

Приход со временем растёт, опять появляется необходимость увеличивать площади. И в 1884 г. «прихожане изъявили мнение распространить трапезную в поименной церкви» (7). «Дело … об утверждении проекта на постройку церкви» начато 18 января 1884 г. На этом документе стоит подпись мл. архитектора Темниковского Губернского правления Свирчевского. Уместно предположить, что он и был автором проекта новой трапезной.

Здание церкви состоит из трёх объёмов: собственно храм, который построен в 1827 г., колокольня, построенная примерно в этот же период, и трапезная (первая, выстроенная в 1840 году, и вторая, которая расширила первую, выстроенная в 1884 году). Как мы видим, церковь и её пристрои выстроены на рубеже смены архитектурных стилей, что и нашло своё отражение в архитектуре здания.

Сам храм, построенный в начале XIX века в традициях классицизма, вобрал в себя все характерные черты этого стиля: квадратный в плане, увенчанный барабаном в виде ротонды и куполом. Фасады храма очень скромно украшены. Несколько прямоугольных ниш над простыми прямоугольными окнами. Вся архитектура строится на совершенных пропорциях простых линий и их сомасштабности.

В 1884 году, когда пристраивается последняя трапезная, церкви по России строят в «русско-византийском стиле». И автор проекта Свирчевский, как мы видим, подвержен этому влиянию. По высоте конёк крыши новой трапезной упирается под начало барабана купола с одной стороны и перекрывает второй ярус колокольни с другой, создавая впечатление массивности и несоразмерности, что, конечно же, отражается на внешнем облике всего здания церкви. Соответственно высоте трапезной сделаны и большие арочные окна, а весь фасад перегружен мелкими деталями, в частности, дробные русты на пилястрах между окнами.

При натурном обследовании здания церкви были выявлены стены первой трапезной, которые сейчас находятся в интерьере поздней трапезной. После раскрытия штукатурного слоя были обнаружены оконные проёмы, которые позже были растёсаны под входы в пристроенные приделы. Над оконными проёмами, а они были полуарочными, прослеживается кирпичный декор, который был стёсан во время перестройки трапезной. Та стена первой трапезной, которая подходит к колокольне, не имела рустов и представляет собой ровную поверхность до самого карниза. Форма и высота карниза повторяются на сохранившихся наружных углах примыкания трапезной к храмовой части, но там карниз, находясь на внешней стороне здания, претерпел разрушения от атмосферных воздействий. Эти узлы примыкания трапезной к храму на южном и северном фасадах не имеют перевязки кладки с храмовой частью. Различаются также размеры кирпича, цвет и состав раствора, в свою очередь подтверждающие, что первая трапезная пристроена к храму позднее. Кроме этого, поднявшись на своды перекрытия первоначальной трапезной, можно увидеть следы примыкания её крыши к храмовой части, в виде поздней подтёски кирпича и различной штукатурки около этих следов. Множество следов переделки в этом месте наводит на предположение, что первоначально в этой западной части храма мог быть притвор. На это указывают и ниши (аналогичные нишам над проёмами окон храма) трапезной около окон храмовой части над проёмами, расположенными в первой пристроенной трапезной, и отсутствия таковых под другими проёмами той же трапезной.

Попав в помещение между колокольней и трапезной, обнаруживаем, что стены поздней пристройки изнутри не оштукатурены и примыкают к колокольне без перевязки кладки. Там же, на первой трапезной, как и на колокольне, сохранилась оштукатуренная стена, которая, судя по всему, была раньше внешней. При перестройке эту стену, как и стену колокольни, попавшую внутрь объёма последней пристройки трапезной, не подвергали разрушению или переделкам, т.е. можно с уверенностью сказать, что эти стены белились последний раз где-то в 1884 г., так как в этом не было необходимости позднее, и, следовательно, они доносят до нас расколеровку на период до 1884 г.

Возведение крыши над второй пристройкой трапезной поглотило своим объёмом следы первоначальных переделок, сохранивших их в открытом виде, что удобно для исследований.

Советский период оказал на памятник разрушительное воздействие. После конфискации здания у церкви холодная церковь во имя святого Николая Чудотворца была приспособлена под склад. Для этого её утеплили, соорудив деревянное перекрытие потолка с земляной засыпкой на высоте 5-6 метров от пола, около столбов восточной стены были установлены две печи. В центре купола, после снятия главы с крестом, было пробито отверстие для дымоходной трубы.

Трапезная была отдана арендаторам, которые соорудили в северной стороне механическую мельницу, а остальное помещение служило складом.

Одновременно с разрушением храма разрушалась и колокольня. Была снесена вся верхняя часть до нижнего яруса. От  среднего яруса (по словам жителей, колокольня была трехъярусная) частично остались столбы, дающие отдалённое представление о конструкции сооружения.

Несколько слов о территории церкви. На плане с. Старый Город, датированном 1885 годом, мы видим изображение огороженной церкви (к этому времени она уже была расширена по проекту Свирчевского). По воспоминаниям жителей, у церкви в ограде с трёх сторон были кирпичные арочные ворота с калитками. Ограда же была металлической между кирпичными столбиками.

В результате проведённой поисковой работы выявлены два исторических плана, датированных 1784 г. (8) и 1885 г. (9).

Совмещение их с современным генпланом показывает, что церковь, обозначенная на плане 1784 г., располагалась совершенно в другом месте от рассматриваемой существующей. План 1885 г. даёт соответствие с современным состоянием. Вероятнее всего предположить, что церковь, посвящённая великомученице Параскеве Пятнице, обозначенная на плане 1784 г., сгорела, и какое-то время сохранялась в памяти. Вновь построенная во имя Николая Чудотворца так же сгорела, но на её месте была построена каменная, очевидно, без придела, о чём свидетельствуют Холмогоровы.

Из доклада Нарцова следует, что в 1840 г. строится тёплая церковь во имя Параскевы Пятницы. Судя по всему, это было строительство придела в пристраиваемой трапезной церкви Николая Чудотворца.

Действительно, на восточной стене трапезной, южнее входа в холодную церковь сохранилась ниша, вероятно, для иконы, т.е. придел первоначально располагался в этом месте. Необходимо отметить, что симметричная от входа ниша отсутствует на той же стене.

После расширения трапезной в 1884 г. придел был перенесён во вновь расширенное, южное помещение, где и находится в настоящее время, о чём свидетельствуют росписи и следы от икон на стенах, а также приподнятый пол в этой части здания (солея).

Подводя итог, нужно отметить необходимость более подробных обследований, выходящих за рамки настоящего проекта. Хотя общая картина жизни памятника видится уже без загадок. Окончательно, эта церковь есть – во имя святого Николая Чудотворца с приделом святой великомученицы Параскевы Пятницы.

 

  1. А.А. Чернухин. «Записки краеведа». Саранск. 1961.
  2. А.Н. Нарцов. «Археологическая поездка по Темниковскому уезду в августе 1901 г.» Тамбов. 1902.
  3. То же.
  4. ГАТО, ф.29, оп.2, д.3043
  5. В. и Е. Холмогоровы. «Материалы для истории, статистики и археологии г. Темникова и его уезда». Тамбов. 1890.
  6. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Ч.2. Тамбов. 1911.
  7. ГАТО, ф.46, оп.51, д.54
  8. ГАТО, ф.29, оп.2, д.3049
  9. Мордовский Государственный Республиканский архив ф.18, оп.51, д.54

 

krest

Share Button